Основные права потребителей жилищно-коммунальных услуг регламентируются Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 №405-3 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Потребитель коммунальных услуг имеет право на:

  • удовлетворение нужд и потребностей в коммунальных услугах;
  • получение информации об исполнителях и оказываемых им коммунальных услугах;
  • выбор на конкурсной основе исполнителя жилищно-коммунальных услуг;
  • надлежащее качество получаемых услуг ЖКХ;
  • безопасность предоставляемых ЖКУ;
  • просвещение и информатизацию в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
  • возмещение части или полностью убытков, вреда, причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие неоказания или неполного оказания коммунальных услуг исполнителем либо оказания ЖКУ с недостатками;
  • государственную, в том числе и судебную, защиту своих прав.
  • Потребитель жилищно-коммунальных услуг обязан:
  • заключить с исполнителем, выбранным на конкурсной основе договор на оказание услуг ЖКХ;
  • своевременно и грамотно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникают по вине потребителя;
  • обеспечить целостность и добросовестную сохранность приборов учета, находящихся в его жилом помещении (одноквартирном жилом доме);
  • своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги в сроки, которые установлены законодательством и (или) договором;
  • пускать в жилые помещения, на земельные участки сотредников исполнителя (организации ЖКХ) в случаях и порядке, которые определены законодательными актами;
  • соблюдать требования и нормы законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.

 

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО ДОГОВОРА

Основываясь на договоре по оказанию услуг ЖКХ, договоров бытового подряда и других видов договоров соответствующих гражданскому законодательством потребитель должен получать основные виды ЖКУ:

  • газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение;
  • капитальный ремонт жилого дома;
  • вывоз твердых коммунальных отходов, их обезвреживание и переработку;
  • тех. обслуживание многоквартирного жилого дома;
  • обеспечение бесперебойной работы лифтов;
  • постоянное водоснабжение, водоотведение из квартиры, одноквартирного, блокированного жилого дома;
  • водоснабжение из водоразборной колонки;
  • вывоз от одноквартирных жилых домов твердых коммунальных отходов и их обезвреживание.
  • Исполнитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:
  • требовать от потребителя четкого соблюдения законодательных норм и условий заключенного договора на оказание ЖКУ;
  • в случаях необходимости (в порядке определенном законодательными актами), обеспечить доступа в жилые помещения и на земельные участки;
  • предоставлять доступ в занимаемые потребителем жилые помещения исполнителю в случаях:
  • для проверки данного помещения на соответствие санитарно-техническим нормам;
  • для осмотра помещений и в случае необходимости проведения ремонтных работ;
  • для снятия показаний индивидуальных приборов учета воды, газа, тепла и электроэнергии;
  • для приостановления обеспечения некоторыми видами коммунальных услуг, если потребитель в течение не менее двух расчетных периодов накапливает задолженность по оплате ЖКу; работник организации ЖКХ вправе прийти в жилое помещение неплательщика и отключить некоторые из видов жилищно-коммунальных услуг (чаще всего, это свет и вода).
  • доступ в жилые помещения потребителя должен быть предоставлен по договоренности организации ЖКХ с собственником или нанимателем. В свою очередь организация ЖКХ должна заранее предупредить, в какой день и в какое время должен быть предоставлен доступ в квартиру. Исключением может являться аварийная ситуация.

 

Исполнитель жилищно-коммунальных обязан:

  • подготовить и заключить с потребителем услуг договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг; обеспечивать бесперебойное и своевременное предоставление услуг ЖКХ надлежащего качества;
  • своевременно и за свой счет устранить недостатки в работе по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, если они возникли по вине исполнителя.

 

Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право:

  • требовать своевременного и в полном объеме предоставления ему жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества;
  • требовать от исполнителя соблюдать законодательство Беларуси и условий заключенного договора на оказание ЖКУ;
  • в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь когда он имеет на это право, требовать пересчета платы за коммунальные услуги.

 

Потребитель жилищно-коммунальных услуг обязан:

  • заключить с исполнителем, выбранным на конкурсной основе договор на оказание услуг ЖКХ;
  • своевременно и грамотно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникают по вине потребителя;
  • обеспечить целостность и добросовестную сохранность приборов учета, находящихся в его жилом помещении (одноквартирном жилом доме);
  • своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги в сроки, которые установлены законодательством и (или) договором;
  • пускать в жилые помещения, на земельные участки сотредников исполнителя (организации ЖКХ) в случаях и порядке, которые определены законодательными актами;
  • соблюдать требования и нормы законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.